A Student's Guide to Startups

Оригинал

Октябрь 2006

(Это эссе основано на выступления в Массачусетском технологическом институте).

До недавнего времени у выпускников было два варианта: найти работу или пойти в аспирантуру. Я думаю, что все чаще будет появляться третий вариант: основать свой собственный стартап. Но насколько распространенным он будет?

Я уверен, что по умолчанию всегда будет принято решение найти работу, но создание стартапа вполне может стать таким же популярным, как и аспирантура. В конце 90-х годов мои друзья-профессора жаловались, что не могут набрать аспирантов, потому что все студенты уходят работать в стартапы. Я не удивлюсь, если эта ситуация вернется, но с одним отличием: на этот раз они будут создавать свои собственные, а не идти работать в чужие.

Самые амбициозные студенты в этот момент спросят: Зачем ждать окончания университета? Почему бы не начать свой стартап еще в колледже? И вообще, зачем вообще идти в колледж? Почему бы вместо этого не создать стартап?

Полтора года назад я выступил с докладом, в котором сказал, что средний возраст основателей Yahoo, Google и Microsoft - 24 года, и что если студенты выпускных курсов могут создавать стартапы, то почему бы им не быть студентами? Я рад, что сформулировал это как вопрос, потому что теперь я могу притвориться, что он был не просто риторическим. В то время я не мог представить, почему должен существовать какой-то нижний предел для возраста основателей стартапов. Выпускной - это бюрократическое, а не биологическое изменение. И, конечно, есть студенты старших курсов, которые технически настолько же компетентны, как и большинство аспирантов. Так почему бы студентам не иметь возможность создавать стартапы так же хорошо, как и аспирантам?

Теперь я понимаю, что кое-что меняется с окончанием университета: вы теряете огромное оправдание неудач. Независимо от того, насколько сложна ваша жизнь, вы обнаружите, что все остальные, включая вашу семью и друзей, отбросят все малозначительные моменты и будут считать, что в любой момент времени вы занимаетесь только одним делом. Если вы учитесь в колледже и летом подрабатываете написанием программ, вы все равно считаетесь студентом. Если же вы закончите колледж и устроитесь на работу программистом, то все сразу же будут считать вас программистом.

Проблема с запуском стартапа, когда вы еще учитесь в школе, заключается в том, что здесь есть встроенный люк для спасения. Если вы создаете стартап летом между младшим и старшим курсом, то для всех это будет выглядеть как работа на лето. Так что если дело не пойдет, ничего страшного; осенью вы вернетесь в школу вместе с остальными старшеклассниками; никто не считает вас неудачником, потому что ваша профессия - студент, и вы не потерпели неудачу в этом деле. Если же вы создаете стартап через год после окончания школы, то пока вы не поступили осенью в аспирантуру, стартап для всех считается вашей профессией. Теперь вы основатель стартапа, поэтому вы должны преуспеть в этом.

Почти для каждого мнение коллег является самым мощным мотиватором - более мощным, чем даже номинальная цель большинства основателей стартапов - разбогатеть. [1] Примерно через месяц после начала каждого цикла финансирования мы проводим мероприятие под названием "День прототипа", когда каждый стартап представляет остальным то, что у него есть на данный момент. Вы можете подумать, что им не нужна никакая другая мотивация. Они работают над своей классной новой идеей; у них есть финансирование на ближайшее будущее; и они играют в игру, в которой есть только два исхода: богатство или провал. Можно подумать, что этого достаточно для мотивации. И все же перспектива демонстрации подталкивает большинство из них к бурной деятельности.

Даже если вы создаете стартап с явной целью разбогатеть, деньги, которые вы можете получить, в большинстве случаев кажутся теоретическими. Что движет вами изо дня в день, так это нежелание выглядеть плохо.

Скорее всего, вы не сможете это изменить. Даже если бы вы могли, я не думаю, что вы хотели бы этого; человек, которому действительно, искренне безразлично, что о нем думают его сверстники, скорее всего, психопат. Так что лучшее, что вы можете сделать, это рассматривать эту силу как ветер, и настроить свою лодку соответствующим образом. Если вы знаете, что ваши сверстники будут толкать вас в каком-то направлении, выбирайте хороших сверстников и располагайте себя так, чтобы они толкали вас в том направлении, которое вам нравится.

Выпускной меняет преобладающие ветры, и это имеет значение. Запустить стартап настолько сложно, что даже у тех, кому это удается, шансов мало. Как бы высоко ни летел стартап сейчас, в его шасси наверняка застряло несколько листьев от тех деревьев, которые он едва успел убрать в конце взлетно-посадочной полосы. В такой напряженной игре малейшего увеличения сил, направленных против вас, может быть достаточно, чтобы вы оказались за гранью провала.

Когда мы только начинали Y Combinator, мы поощряли людей создавать стартапы, когда они еще учились в колледже. Отчасти это объясняется тем, что Y Combinator начинался как своего рода летняя программа. Мы сохранили форму программы - все мы ужинаем вместе раз в неделю - оказалось, что это хорошая идея, но сейчас мы решили, что линия партии должна заключаться в том, чтобы сказать людям, что нужно подождать, пока они закончат колледж.

Значит ли это, что вы не можете начать стартап в колледже? Вовсе нет. Сэм Альтман, соучредитель компании Loopt, только закончил второй курс, когда мы их финансировали, и Loopt, вероятно, самый многообещающий из всех стартапов, которые мы финансировали до сих пор. Но Сэм Альтман - очень необычный парень. Примерно через три минуты после знакомства с ним я, помню, подумал: "А, так вот каким должен был быть Билл Гейтс, когда ему было 19 лет".

Если создание стартапа во время учебы в колледже может сработать, почему мы советуем людям этого не делать? По той же причине, по которой, вероятно, апокрифический скрипач, когда его просили оценить чью-то игру, всегда говорил, что у него недостаточно таланта, чтобы стать профессионалом. Для успеха в качестве музыканта требуется не только талант, но и решимость, поэтому такой ответ является правильным советом для всех. Те, кто не уверен, верят в это и сдаются, а те, кто достаточно решителен, думают: "К черту, я все равно добьюсь успеха".

Поэтому наша официальная политика теперь заключается в том, чтобы финансировать только тех студентов, которых мы не можем отговорить. И, честно говоря, если вы не уверены, вам лучше подождать. Не похоже, что все возможности для создания компаний исчезнут, если вы не сделаете этого сейчас. Возможно, окно закроется для какой-то идеи, над которой вы работаете, но это будет не последняя ваша идея. На каждую идею, которая теряет свою актуальность, приходится новая. Исторически сложилось так, что возможности для создания стартапов со временем только увеличиваются.

В таком случае, вы можете спросить, почему бы не подождать подольше? Почему бы не поработать какое-то время или не поступить в аспирантуру, а затем начать свой стартап? И действительно, это может быть хорошей идеей. Если бы мне пришлось выбирать "сладкую зону" для основателей стартапов, исходя из того, от кого мы больше всего ждем заявок, я бы сказал, что это, вероятно, середина двадцатых годов. Почему? Какие преимущества имеет тот, кому за двадцать, перед тем, кому 21? И почему не старше? Что могут делать 25-летние, чего не могут 32-летние? Оказывается, это вопросы, которые стоит изучить.

Плюсы

Если вы создадите стартап вскоре после окончания колледжа, то по нынешним меркам вы будете молодым основателем, поэтому вам следует знать, в чем заключаются относительные преимущества молодых основателей. Они не такие, как вы могли подумать. В качестве молодого основателя вашими сильными сторонами являются: выносливость, бедность, неустроенность, коллеги и невежество.

Важность выносливости не должна удивлять. Если вы слышали что-нибудь о стартапах, то наверняка слышали о долгих часах работы. Насколько я могу судить, это универсальное явление. Я не могу вспомнить ни одного успешного стартапа, основатели которого работали бы с 9 до 5. И для молодых основателей особенно необходимо работать подолгу, потому что они, вероятно, еще не так эффективны, как будут впоследствии.

Ваше второе преимущество - бедность - может показаться не таким уж преимуществом, но это огромное преимущество. Бедность подразумевает, что вы можете жить дешево, а это критически важно для стартапов. Почти каждый стартап, который терпит неудачу, терпит неудачу из-за нехватки денег. Это немного неправильно, потому что обычно причина кроется в чем-то другом. Но независимо от источника ваших проблем, низкий коэффициент сгорания дает вам больше возможностей для их преодоления. А поскольку большинство стартапов поначалу совершают всевозможные ошибки, возможность оправиться от ошибок - очень ценная вещь.

Большинство стартапов в итоге занимаются не тем, чем планировали. Успешные стартапы находят то, что работает, пробуя то, что не работает. Поэтому худшее, что вы можете сделать в стартапе, - это иметь жесткий, заранее разработанный план, а затем начать тратить много денег на его реализацию. Лучше действовать дешево и дать своим идеям время развиться.

Недавние выпускники вузов могут жить практически на гроши, и это дает вам преимущество перед более старыми основателями, потому что основные затраты в софтверных стартапах - это люди. Парни с детьми и ипотекой находятся в очень невыгодном положении. Это одна из причин, по которой я бы поставил на 25-летнего, а не на 32-летнего. 32-летний, возможно, лучший программист, но, вероятно, и жизнь у него намного дороже. В то время как 25-летний имеет некоторый опыт работы (подробнее об этом позже), но может жить так же дешево, как студент старших курсов.

Роберту Моррису и мне было 29 и 30 лет соответственно, когда мы основали Viaweb, но, к счастью, мы все еще жили как 23-летние. У нас обоих было практически ноль активов. Я бы с удовольствием взял ипотеку, поскольку это означало бы, что у меня есть дом. Но в ретроспективе оказалось, что ничего не иметь - это удобно. Я не был привязан к месту и привык жить дешево.

Но еще важнее, чем жить дешево, - это думать дешево. Одна из причин популярности Apple II заключалась в том, что он был дешевым. Сам компьютер был дешевым, и он использовал дешевые, готовые периферийные устройства, такие как кассетный магнитофон для хранения данных и телевизор в качестве монитора. И знаете почему? Потому что Воз создал этот компьютер для себя, и он не мог позволить себе ничего большего.

Мы извлекли выгоду из того же явления. Наши цены были смело низкими для того времени. Высший уровень обслуживания стоил 300 долларов в месяц, что было на порядок ниже нормы. В ретроспективе это был разумный шаг, но мы сделали его не потому, что были умными. 300 долларов в месяц казались нам большими деньгами. Как и Apple, мы создали что-то недорогое, а потому популярное, просто потому, что были бедны.

Многие стартапы имеют такую форму: кто-то приходит и делает что-то за десятую или сотую часть того, что стоило раньше, а существующие игроки не могут последовать за ним, потому что они даже не хотят думать о мире, в котором такое возможно. Традиционные операторы междугородной связи, например, даже не хотели думать о VoIP. (Бедность помогает в этой игре, потому что ваши личные предубеждения направлены в ту же сторону, в которую развиваются технологии.

Преимущества бездомности схожи с преимуществами бедности. В молодости вы более мобильны - не только потому, что у вас нет дома или большого количества вещей, но и потому, что у вас меньше шансов завести серьезные отношения. Это оказывается важным, потому что многие стартапы связаны с переездами.

Основатели Kiko, например, сейчас направляются в район залива, чтобы начать свой следующий стартап. Это лучшее место для того, чем они хотят заниматься. И им было легко решиться на переезд, потому что, насколько я знаю, ни у одного из них нет серьезной девушки, и все, что у них есть, помещается в одну машину - точнее, либо помещается в одну машину, либо настолько дрянное, что они не против оставить его позади.

Они, по крайней мере, были в Бостоне. А если бы они были в Небраске, как Эван Уильямс в их возрасте? Кто-то недавно написал, что недостаток Y Combinator в том, что для участия в нем нужно переехать. По-другому и быть не могло. Те разговоры, которые мы ведем с основателями, мы должны вести лично. Мы финансируем дюжину стартапов одновременно, и мы не можем находиться в дюжине мест одновременно. Но даже если бы мы могли каким-то волшебным образом спасти людей от переезда, мы бы этого не сделали. Мы не сделаем одолжение основателям, если позволим им остаться в Небраске. Места, которые не являются центрами стартапов, токсичны для стартапов. Об этом можно судить по косвенным признакам. О том, как трудно запустить стартап в Хьюстоне, Чикаго или Майами, можно судить по микроскопически малому числу стартапов на душу населения, которые там преуспевают. Я не знаю, что именно подавляет все стартапы в этих городах - возможно, сотня тонких мелочей, но что-то должно быть. [2]

Возможно, ситуация изменится. Возможно, растущая дешевизна стартапов приведет к тому, что они смогут выживать где угодно, а не только в самых гостеприимных средах. Может быть, 37signals - это модель будущего. Но может быть и нет. Исторически всегда существовали определенные города, которые были центрами определенных отраслей, и если вы не были в одном из них, то оказывались в невыгодном положении. Поэтому я думаю, что 37signals - это аномалия. Здесь мы наблюдаем закономерность, которая намного старше "Веб 2.0".

Возможно, причина того, что в районе залива происходит больше стартапов на душу населения, чем в Майами, заключается в том, что там больше людей, которые являются основателями. Успешные стартапы почти никогда не начинаются одним человеком. Обычно они начинаются с разговора, в котором кто-то упоминает, что что-то было бы хорошей идеей для компании, а его друг говорит: "Да, это хорошая идея, давай попробуем". Если вам не хватает второго человека, который говорит "давай попробуем", стартап никогда не состоится. И это еще одна область, где у студентов есть преимущество. Их окружают люди, готовые это сказать. В хорошем колледже вы сосредоточены вместе с множеством других амбициозных и технически мыслящих людей - возможно, в большей концентрации, чем когда-либо еще. Если ваше ядро выплюнет нейтрон, есть большая вероятность, что он попадет в другое ядро.

Вопрос номер один, который задают нам в Y Combinator, это: Где я могу найти соучредителя? Это самая большая проблема для тех, кто начинает стартап в 30 лет. Когда они учились в школе, они знали много хороших соучредителей, но к 30 годам они либо потеряли с ними связь, либо эти люди связаны работой, которую не хотят бросать.

Viaweb и в этом отношении был аномалией. Хотя мы были сравнительно старыми, мы не были привязаны к внушительной работе. Я пытался быть художником, что не очень ограничивает, а Роберт, хотя ему было 29, все еще учился в аспирантуре из-за небольшого перерыва в его академической карьере в 1988 году. Так что, возможно, Червь сделал Viaweb возможным. В противном случае Роберт в этом возрасте был бы уже младшим профессором, и у него не было бы времени работать со мной над безумными спекулятивными проектами.

На большинство вопросов, которые люди задают Y Combinator, у нас есть ответы, но только не на вопрос о соучредителях. На него нет хорошего ответа. Сооснователями действительно должны быть люди, которых вы уже знаете. И, безусловно, лучшее место для знакомства с ними - это школа. У вас есть большая выборка умных людей; вы можете сравнить, как все они справляются с одинаковыми задачами; и жизнь каждого довольно подвижна. По этой причине многие стартапы вырастают из школ. Google, Yahoo и Microsoft, среди прочих, были основаны людьми, которые познакомились в школе (в случае с Microsoft это была средняя школа).

Многие студенты считают, что им следует подождать и получить немного больше опыта, прежде чем создавать компанию. При прочих равных условиях, так и должно быть. Но все остальные вещи не так уж и равны, как кажется. Большинство студентов не понимают, насколько они богаты самым дефицитным ингредиентом в стартапах - соучредителями. Если вы будете ждать слишком долго, вы можете обнаружить, что ваши друзья сейчас вовлечены в какой-то проект, который они не хотят бросать. Чем они лучше, тем больше вероятность того, что это произойдет.

Одним из способов смягчить эту проблему может быть активное планирование стартапа, пока вы набираете эти n лет опыта. Конечно, вы можете найти работу, поступить в аспирантуру или что-то еще, но регулярно собирайтесь вместе для планирования, чтобы идея создания стартапа оставалась живой в мозгу каждого. Я не знаю, сработает ли это, но попробовать не помешает.

Было бы полезно просто осознать, какое преимущество вы имеете как студенты. Некоторые из ваших однокурсников наверняка станут успешными основателями стартапов; в великом техническом университете это почти наверняка. Так кто же из них? На вашем месте я бы искал людей, которые не просто умны, но и являются неизлечимыми строителями. Ищите людей, которые постоянно начинают проекты и заканчивают хотя бы некоторые из них. Это то, что мы ищем. Мы ищем людей, которые строят вещи, прежде всего, выше академических дипломов и даже идеи, с которой вы подаете заявку.

Другое место, где встречаются соучредители, - это работа. Их меньше, чем в школе, но есть вещи, которые можно сделать, чтобы повысить шансы. Самое главное, конечно, работать там, где много умных молодых людей. Еще один вариант - работать в компании, расположенной в центре стартапов. Вам будет легче уговорить коллегу уволиться вместе с вами в месте, где вокруг вас происходят стартапы.

Возможно, вам также стоит обратить внимание на трудовой договор, который вы подписываете при приеме на работу. В большинстве случаев в нем говорится, что все идеи, которые приходят вам в голову, пока вы работаете в компании, принадлежат ей. На практике трудно доказать, какие идеи возникли у вас в тот момент, поэтому черту проводят в кодексе. Если вы собираетесь основать стартап, не пишите код, пока вы еще работаете. Или, по крайней мере, отбросьте весь код, который вы написали, будучи на работе, и начните все сначала. Дело не столько в том, что ваш работодатель узнает и подаст на вас в суд. До этого не дойдет: инвесторы, покупатели или (если вам повезет) андеррайтеры прижмут вас первыми. Между t = 0 и моментом, когда вы купите яхту, кто-нибудь спросит, принадлежит ли ваш код кому-нибудь еще, и вы должны быть в состоянии ответить "нет". [3]

Самое чрезмерное соглашение с работниками, которое я видел до сих пор, - это соглашение Amazon. Помимо обычных пунктов о праве собственности на ваши идеи, вы также не можете быть основателем стартапа, в котором есть другой основатель, работавший в Amazon - даже если вы их не знали или даже работали там в одно время. Я подозреваю, что им будет трудно обеспечить соблюдение этого правила, но это плохой знак, что они даже пытаются это сделать. Есть много других мест для работы; вы можете выбрать то, где у вас будет больше возможностей.

Если говорить о классных местах для работы, то это, конечно, Google. Но я заметил кое-что немного пугающее в Google: оттуда выходит ноль стартапов. В этом отношении это черная дыра. Похоже, людям слишком нравится работать в Google, чтобы уйти оттуда. Так что если вы надеетесь однажды основать стартап, то, судя по имеющимся данным, вам не стоит там работать.

Я понимаю, что это кажется странным советом. Если они делают вашу жизнь настолько хорошей, что вы не хотите уходить, почему бы не работать там? Потому что, по сути, вы, вероятно, получаете локальный максимум. Чтобы запустить стартап, нужна определенная энергия активации. Так что работодатель, у которого довольно приятно работать, может убаюкать вас и заставить остаться на неопределенный срок, даже если для вас уход будет чистым выигрышем. [4]

Лучшее место для работы, если вы хотите создать стартап, - это, вероятно, стартап. Помимо того, что это подходящий опыт, так или иначе, он быстро закончится. Вы либо разбогатеете, и тогда проблема решена, либо стартап купят, и тогда работать в нем станет отстойно, и вы легко уйдете, либо, что наиболее вероятно, он взорвется, и вы снова будете свободны.

Ваше последнее преимущество, невежество, может показаться не очень полезным. Я намеренно использовал для него спорное слово; с таким же успехом его можно назвать невинностью. Но, похоже, это мощная сила. Моя соучредительница по Y Combinator Джессика Ливингстон как раз собирается опубликовать книгу интервью с основателями стартапов, и я заметил в них удивительную закономерность. Один за другим они говорили, что если бы они знали, как это будет трудно, они были бы слишком запуганы, чтобы начать.

Невежество может быть полезным, когда оно является противовесом другим формам глупости. Оно полезно при запуске стартапов, потому что вы способны на большее, чем думаете. Начинать стартапы сложнее, чем вы ожидаете, но вы также способны на большее, чем вы ожидаете, поэтому они уравновешиваются.

Большинство людей смотрят на такую компанию, как Apple, и думают: "Как я могу создать такое? Apple - это институт, а я всего лишь человек. Но каждое учреждение когда-то было просто горсткой людей в комнате, решивших что-то начать. Институты создаются людьми, которые ничем не отличаются от вас.

Я не говорю, что каждый может создать свой стартап. Я уверен, что большинство людей не смогли бы; я не знаю многого о населении в целом. Когда вы перейдете к группам, которые я хорошо знаю, например к хакерам, я смогу сказать более точно. В лучших школах, я бы предположил, что четверть студентов, изучающих CS, могли бы стать основателями стартапов, если бы захотели.

Это "если бы они захотели" - важная оговорка, настолько важная, что добавлять ее в таком виде - почти жульничество, потому что как только вы преодолеете определенный порог интеллекта, который большинство CS-магистров в лучших школах уже преодолели, решающим фактором в том, удастся ли вам стать основателем, будет то, насколько сильно вы этого хотите. Вам не обязательно быть настолько умным. Если вы не гений, просто создайте стартап в какой-нибудь несерьезной области, где у вас будет меньше конкуренции, например, программное обеспечение для отделов кадров. Я выбрал этот пример наугад, но могу с уверенностью сказать, что, что бы у них ни было сейчас, не нужно быть гением, чтобы сделать лучше. Существует множество людей, работающих над скучными вещами, которые отчаянно нуждаются в лучшем программном обеспечении, поэтому, как бы вы ни считали, что не дотягиваете до Ларри и Сергея, вы можете снизить крутизну идеи настолько, чтобы компенсировать это.

Незнание не только предотвращает запугивание, но и иногда помогает открывать новые идеи. Стив Возняк выразил это очень убедительно:

Когда вы ничего не знаете, вам приходится изобретать что-то заново, и если вы умны, ваши изобретения могут быть лучше того, что им предшествовало. Это особенно верно в тех областях, где правила меняются. Все наши идеи о программном обеспечении были разработаны в те времена, когда процессоры были медленными, а память и диски - крошечными. Кто знает, какие устаревшие предположения заложены в общепринятой мудрости? И способ, которым эти предположения будут исправлены, заключается не в явном деаллокации, а в чем-то сродни сбору мусора. Кто-то невежественный, но умный придет и изобретет все заново, и в процессе просто не сможет воспроизвести некоторые существующие идеи.

Минус

Вот вам и преимущества молодых учредителей. А что насчет недостатков? Я начну с того, что идет не так, и попытаюсь проследить, что происходит, до первопричин.

Что не так с молодыми основателями, так это то, что они создают вещи, похожие на классные проекты. Только недавно мы сами это поняли. Мы заметили много общего между стартапами, которые, казалось, отставали, но не могли понять, как выразить это словами. Потом, наконец, мы поняли, в чем дело: они создавали классные проекты.

Но что это значит на самом деле? Что плохого в классных проектах? В чем разница между учебным проектом и настоящим стартапом? Если бы мы смогли ответить на этот вопрос, это было бы полезно не только для потенциальных основателей стартапов, но и для студентов в целом, потому что мы проделали бы долгий путь к объяснению тайны так называемого реального мира.

Похоже, что в классных проектах не хватает двух важных вещей: (1) итеративного определения реальной проблемы и (2) интенсивности.

Первое, вероятно, неизбежно. Классные проекты неизбежно будут решать ненастоящие проблемы. С одной стороны, настоящие проблемы редки и ценны. Если бы профессор хотел, чтобы студенты решали реальные проблемы, он столкнулся бы с тем же парадоксом, что и тот, кто пытается привести пример какой-либо "парадигмы", которая может прийти на смену Стандартной модели физики. Вполне возможно, что существует нечто подобное, но если бы вы смогли придумать пример, вы бы получили право на Нобелевскую премию. Аналогичным образом, новые хорошие проблемы не могут быть получены просто так.

В технологиях сложность усугубляется тем, что настоящие стартапы обычно обнаруживают проблему, которую они решают, в процессе эволюции. У кого-то есть идея чего-то, он создает это, и в процессе этого (и, вероятно, только в процессе этого) он понимает, что проблема, которую он должен решать, - это другая проблема. Даже если профессор разрешит вам менять описание проекта на ходу, на это не хватит ни времени на занятиях в колледже, ни рынка, чтобы обеспечить эволюционное давление. Поэтому классные проекты в основном связаны с реализацией, что является наименьшей из ваших проблем в стартапе.

Дело не только в том, что в стартапе вы работаете как над идеей, так и над ее реализацией. Сама реализация отличается. Ее основная цель - доработка идеи. Часто единственная ценность большинства вещей, которые вы создаете в первые шесть месяцев, заключается в том, что они доказывают, что ваша первоначальная идея была ошибочной. И это чрезвычайно ценно. Если вы избавились от заблуждения, которое все еще разделяют остальные, вы находитесь в сильной позиции. Но вы же не думаете так о классном проекте. Доказав, что ваш первоначальный план был ошибочным, вы просто получите плохую оценку. Вместо того чтобы создавать материал, который можно выбросить, вы, как правило, хотите, чтобы каждая строчка кода была направлена на достижение конечной цели - показать, что вы проделали большую работу.

Это приводит нас ко второму различию: к тому, как оцениваются классные проекты. Профессора склонны оценивать вас по расстоянию между начальной точкой и тем, где вы находитесь сейчас. Если кто-то многого достиг, он должен получить хорошую оценку. Но клиенты будут оценивать вас с другой стороны: по расстоянию, оставшемуся между тем, где вы находитесь сейчас, и теми возможностями, которые им нужны. Рынку наплевать, как усердно вы работали. Пользователи просто хотят, чтобы ваше программное обеспечение делало то, что им нужно, и в противном случае вы получите ноль. Это одно из самых характерных различий между школой и реальным миром: здесь нет вознаграждения за хорошую работу. На самом деле, вся концепция "хороших усилий" - это фальшивая идея, придуманная взрослыми для поощрения детей. Она не существует в природе.

Такая ложь кажется детям полезной. Но, к сожалению, когда вы заканчиваете школу, вам не дают список всей той лжи, которую вам говорили во время обучения. Вам придется выбивать их из себя, соприкасаясь с реальным миром. Вот почему так много профессий требуют опыта работы. Я не мог понять этого, когда учился в колледже. Я знал, как программировать. На самом деле, я мог сказать, что знаю программирование лучше, чем большинство людей, зарабатывающих этим на жизнь. Так что же это был за таинственный "опыт работы" и зачем он мне был нужен?

Теперь я знаю, что это такое, и часть путаницы - грамматическая. Описывая его как "опыт работы", подразумевается, что это как опыт управления определенным видом машины или использования определенного языка программирования. Но на самом деле опыт работы - это не какие-то конкретные знания, а избавление от определенных привычек, оставшихся с детства.

Одно из определяющих качеств детей - это то, что они отлынивают от работы. Когда ты ребенок и тебе предстоит какое-то трудное испытание, ты можешь плакать и говорить "я не могу", и тебя не заставят это сделать. Конечно, никто не может заставить вас сделать что-либо и во взрослом мире. Вместо этого они увольняют вас. И когда вас это мотивирует, вы обнаруживаете, что можете сделать гораздо больше, чем думали. Поэтому одна из вещей, которую работодатели ожидают от человека с "опытом работы", - это устранение рефлекса "хлопья" - способность доводить дело до конца без каких-либо оправданий.

Другая вещь, которую вы получаете от опыта работы, - это понимание того, что такое работа, и, в частности, насколько она ужасна по своей сути. В основе своей это жестокое уравнение: вы должны проводить большую часть своего рабочего времени, делая то, что нужно кому-то другому, или голодать. Есть несколько мест, где работа настолько интересна, что это можно скрыть, потому что то, что хотят сделать другие люди, совпадает с тем, над чем вы хотите работать. Но стоит только представить, что произойдет, если они разойдутся, чтобы увидеть скрытую реальность.

Взрослые не столько лгут детям об этом, сколько никогда не объясняют. Они никогда не объясняют, как обстоят дела с деньгами. С ранних лет вы знаете, что у вас будет какая-то работа, потому что все спрашивают, кем вы собираетесь "стать", когда вырастете. Но тебе не говорят, что в детстве ты сидишь на плечах у кого-то другого, кто плывет по течению, и что начало работы означает, что тебя самого бросят в воду, и ты должен будешь сам начать плыть по течению или утонуть. "Быть" кем-то - это второстепенно; главная проблема - не утонуть.

Взаимосвязь между работой и деньгами, как правило, осознается лишь постепенно. По крайней мере, так было со мной. Первой мыслью, как правило, бывает просто: "Это отстой. Я в долгах. К тому же мне нужно вставать в понедельник и идти на работу". Постепенно вы понимаете, что эти две вещи настолько тесно связаны, насколько их может сделать только рынок.

Поэтому самое важное преимущество 24-летних основателей перед 20-летними заключается в том, что они знают, чего пытаются избежать. Для среднестатистического студента идея разбогатеть сводится к покупке Феррари или к тому, чтобы им восхищались. Для человека, который на собственном опыте узнал о взаимосвязи между деньгами и работой, это означает нечто гораздо более важное: это значит, что вы можете отказаться от участия в жестоком уравнении, которое управляет жизнью 99,9% людей. Разбогатеть - значит перестать плыть по течению.

Тот, кто это понимает, будет работать гораздо усерднее, чтобы стартап преуспел - с пресловутой энергией утопающего, на самом деле. Но понимание взаимосвязи между деньгами и работой также меняет то, как вы работаете. Вы получаете деньги не только за работу, но и за то, что делаете то, что нужно другим людям. Тот, кто это понял, автоматически начинает больше ориентироваться на пользователя. И это лечит вторую половину синдрома классного проекта. После того, как вы поработали какое-то время, вы сами начинаете оценивать то, что вы сделали, так же, как это делает рынок.

Конечно, не обязательно тратить годы на работу, чтобы научиться этому. Если вы достаточно проницательны, вы можете постичь эти вещи еще в школе. Сэм Альтман так и сделал. Должно быть, так и есть, потому что Loopt - это не классный проект. И как показывает его пример, это могут быть ценные знания. Как минимум, если вы получите эти знания, у вас уже будет большая часть того, что вы получите от "опыта работы", который работодатели считают таким желанным. Но, конечно, если вы действительно получите его, вы сможете использовать эту информацию более ценным для вас образом.

Сейчас

Итак, предположим, вы думаете, что в какой-то момент, либо когда вы закончите университет, либо через несколько лет после этого, вы сможете открыть свой стартап. Что вам следует делать сейчас? Как для работы, так и для учебы в аспирантуре есть способы подготовиться еще в колледже. Если вы хотите найти работу после окончания колледжа, вам следует найти летнюю работу в тех местах, где вы хотели бы работать. Если вы хотите поступить в аспирантуру, вам будет полезно поработать над исследовательскими проектами, будучи студентом старших курсов. Каков эквивалент для стартапов? Как сохранить максимальную свободу выбора?

Одно, что вы можете сделать, еще учась в школе, - это узнать, как работают стартапы. К сожалению, это нелегко. Немногие колледжи, а то и вовсе не имеют курсов, посвященных стартапам. Возможно, в бизнес-школах есть курсы по предпринимательству, как они его там называют, но это, скорее всего, пустая трата времени. Бизнес-школы любят говорить о стартапах, но с философской точки зрения они находятся на противоположном конце спектра. Большинство книг о стартапах также кажутся бесполезными. Я просмотрел несколько книг, и ни одна из них не дает правильного результата. Книги в большинстве областей пишут люди, которые знают предмет на собственном опыте, но для стартапов существует уникальная проблема: по определению основателям успешных стартапов не нужно писать книги, чтобы заработать деньги. В результате большинство книг на эту тему пишут люди, которые ничего в ней не понимают.

Поэтому я бы скептически относился к курсам и книгам. Лучший способ узнать о стартапах - это наблюдать их в действии, а лучше всего - работать в одном из них. Как это сделать, будучи студентом? Наверное, пробираясь к ним через черный ход. Просто много болтайтесь вокруг и постепенно начинайте делать что-то для них. Большинство стартапов очень осторожно относятся (или должны относиться) к найму сотрудников. Каждый наем увеличивает коэффициент сгорания, а от неудачного найма на ранних этапах трудно оправиться. Однако в стартапах обычно царит довольно неформальная атмосфера, и всегда есть много дел, которые нужно сделать. Если вы просто начнете делать что-то для них, многие будут слишком заняты, чтобы отмахнуться от вас. Таким образом, вы можете постепенно войти к ним в доверие и, возможно, позже превратить это в официальную работу, или нет, в зависимости от вашего желания. Это сработает не для всех стартапов, но для большинства, которые я знаю, это сработает.

Второе: максимально используйте огромное преимущество школы - богатство соучредителей. Посмотрите на людей вокруг вас и спросите себя, с кем бы вы хотели работать. Когда вы примените этот тест, вы можете получить неожиданные результаты. Вы можете обнаружить, что предпочитаете тихого парня, которого вы в основном игнорировали, а не того, кто выглядит впечатляюще, но имеет соответствующее отношение. Я не предлагаю вам подлизываться к людям, которые вам не очень нравятся, потому что вы думаете, что однажды они станут успешными. Как раз наоборот: вы должны начинать стартап только с тем, кто вам нравится, потому что стартап подвергнет вашу дружбу стресс-тесту. Я просто хочу сказать, что вам следует подумать о том, кем вы действительно восхищаетесь, и общаться с ними, а не с теми, с кем вас свели обстоятельства.

Еще одна вещь, которую вы можете сделать, - это приобрести навыки, которые пригодятся вам в стартапе. Эти навыки могут отличаться от тех, которые вы приобретете, чтобы найти работу. Например, думая о трудоустройстве, вы захотите изучать языки программирования, которые, по вашему мнению, нужны работодателям, такие как Java и C++. В то время как если вы создаете стартап, вы сами выбираете язык, поэтому вам нужно думать о том, какой из них позволит вам добиться наибольшего результата. Если вы воспользуетесь этим тестом, то, возможно, в итоге вы выучите Ruby или Python.

Но самый важный навык для основателя стартапа - это не техника программирования. Это умение понимать пользователей и выяснять, как дать им то, что они хотят. Я знаю, что повторяю это, но это потому, что это так важно. И это навык, которому можно научиться, хотя, возможно, лучше было бы сказать "привычка". Возьмите за привычку думать о программном обеспечении как о пользователях. Чего хотят эти пользователи? Что заставит их сказать "вау"?

Это особенно ценно для студентов старших курсов, потому что концепция пользователей отсутствует в большинстве курсов по программированию в колледже. То, как вас учат программированию в колледже, похоже на обучение письму как грамматике, без упоминания того, что его цель - донести что-то до аудитории. К счастью, аудитория для программного обеспечения теперь находится всего лишь на расстоянии http-запроса. Так почему бы в дополнение к программированию, которое вы выполняете для своих занятий, не создать какой-нибудь сайт, который будет полезен людям? По крайней мере, это научит вас писать программы для пользователей. В лучшем случае это может стать не просто подготовкой к созданию стартапа, а самим стартапом, как это было в случае с Yahoo и Google.


Примечания

[1] Даже желание защитить своих детей кажется более слабым, если судить по тому, что люди исторически делали со своими детьми вместо того, чтобы рисковать неодобрением общества. (Я предполагаю, что мы все еще делаем вещи, которые в будущем будут считаться варварскими, но исторические злоупотребления нам легче увидеть).

[2] Беспокойство по поводу того, что Y Combinator заставляет основателей переезжать на 3 месяца, также говорит о том, что человек недооценивает, насколько трудно создать стартап. Вам придется мириться с гораздо большими неудобствами, чем это.

[3] В большинстве соглашений с сотрудниками говорится, что любая идея, относящаяся к настоящему или потенциальному будущему бизнесу компании, принадлежит им. Часто второй пункт может включать в себя любой возможный стартап, и любой человек, проводящий комплексную проверку для инвестора или покупателя, будет предполагать худшее.

Чтобы обезопасить себя, либо (а) не используйте код, написанный во время вашей предыдущей работы, либо (б) заставьте своего работодателя письменно отказаться от любых претензий на код, который вы пишете для своего побочного проекта. Многие согласятся на (б), чтобы не потерять ценного сотрудника. Недостатком является то, что вам придется рассказать им, чем именно занимается ваш проект.

[4] Гешке и Уорнок основали Adobe только потому, что Xerox их игнорировала. Если бы Xerox использовала то, что они создали, они, вероятно, никогда бы не ушли из PARC.

Комментарий к этому эссе.