Октябрь 2010
(Я писал эту статью для журнала «Форбс», когда они попросили меня написать о тех качествах, которые нам интересны в начинающих предпринимателях.)
1. Определенность
Это оказалось самым главным качеством. Когда мы основывали Y Combinator, мы считали, что самое главное качество — ум. Это миф Силиконовой долины. Конечно, никто не хочет глупых людей в команду. Но намного более важное качество — определенность. У вашей команды будет много препятствий. Не думаю, что вы хотите иметь рядом человека, который будет сдаваться при каждой неудаче.
Билл Клерико и Рич Абермен из «WePay» — хороший тому пример. У них финансовый стартап, а это означает бесконечные переговоры с крупными, бюрократическими компаниями. Когда Вы начинаете стартап, который зависит от соглашений с крупными компаниями, складывается чувство, что они игнорируют вашу компанию. Но когда Билл Клерико звонит вам с просьбой, вы не откажете. На него можно положиться, он не подставит Вас.
2. Гибкость
Не думаю, что Вы хотите иметь в команде человека, для которого определенность базируется на фразе «не разочаровывайся в своих мечтах». Мир стартапов — непредсказуем, вы должны уметь управлять своими мечтами и на старте, и в полете. Самая лучшая метафора, которая характеризует определение и гибкость — постоянное движение. Люди в команде должны иметь достаточно решимости идти вперед, предусматривая повороты и любые отхождения. А иногда и шаги назад, поиск нового пути.
Можно посмотреть это качество на примере Дэниела Гросса из «Greplin». Он обратился к нам с некоторой плохой идеей электронной коммерции. Мы сказали ему, что финансировали бы его, если бы он сделал что-то другое. Он подумал, и в течение секунды, и сказал: хорошо. Он обдумал еще две идеи, прежде, чем остановиться на «Greplin». Он работал над ним в течение нескольких дней, после представил их инвесторам. Он получил большой капитал. Важно быть кошкой, которая в любой ситуации приземляется на 4 лапы.
3. Воображение
Ум, бесспорно, важен. Но, оказывается, воображение играет еще более важную роль. Не так важно уметь справляться с проблемами быстро, как искать новые идеи для реализации. Множество идей в стартап мире в начале принимались не очень хорошо. Ведь, как считали люди, если бы они были достаточно хороши, кто-то бы уже придумал их. Поэтому нужно иметь ум, который рождает идеи с определенной степенью сумасшествия.
«Airbnb» — именно такой случай. Фактически, когда мы финансировали «Airbnb», мы думали, что это слишком сумасшедшая идея. Мы не верили, что такое количество людей согласилось бы оставаться у других людей. Мы инвестировали в их компанию во многом потому, что нам понравились основатели. И, как оказалось, выиграли.
4. Непослушание
Хотя самые успешные основатели — обычно хорошие люди, они имеют что-то дерзкое в характере. Их нельзя считать «хорошими парнями». Они скорее правильно решают вопросы, а не слушают свои приоритеты. Вот почему я использовал бы слово непослушание, а не зло. Им нравится нарушать правила, но не фундаментальные. Иногда это качество не обязательно, часто оно может сочетаться или замещаться воображением.
Сэм Олтмен из «Loopt» — один из наших самых успешных выпускников, мы спросили у него, что следует задавать людям, чтобы найти как можно больше таких, как он. Он сказал, что следует спросить о том времени, когда они были взламывали для себя: т.е. не компьютеры, а систему. Это стало одним из основополагающих вопросов на интервью.
5. Дружелюбность
В одиночку очень сложно основать стартап. Большинство организаций имеют 2-3 кофаундера. И связь между ними должна быть действительно крепкой. Они должны нравится друг другу, как хорошие люди и хорошо работать вместе. Отношения в стартапе можно определить одним высказыванием: если их можно разрушить, то они будут разрушены.
Эммет Шир и Джастин Кань «Justin.tv» — хороший пример близких друзей, которые слаженно работают вместе. Они знали друг друга со второго класса. Они могут практически прочитать мысли друг друга. Я уверен, что они спорят, как все основатели, но я никогда не ощущал напряженности между ними.