Donate Unrestricted

Оригинал

Март 2021

Тайное проклятие некоммерческого мира - ограниченные пожертвования. Если вы не связаны с некоммерческими организациями, вы, возможно, никогда не слышали эту фразу. А если слышали, то она, скорее всего, заставила вас вздрогнуть.

Ограниченные пожертвования означают пожертвования, при которых донор ограничивает то, что можно сделать с деньгами. Это часто встречается при крупных пожертвованиях, возможно, по умолчанию. И все же это обычно плохая идея. Обычно способ, которым донор хочет потратить деньги, не тот, который выбрала бы некоммерческая организация. В противном случае не было бы необходимости ограничивать пожертвование. Но кто лучше понимает, куда нужно потратить деньги - некоммерческая организация или донор?

Если некоммерческая организация не лучше своих доноров понимает, куда нужно потратить деньги, значит, она некомпетентна, и вам вообще не следует делать ей пожертвования.

Это означает, что пожертвования с ограничениями по своей сути неоптимальны. Это либо пожертвование в плохую некоммерческую организацию, либо пожертвование на неправильные цели.

Из этого принципа есть пара исключений. Первое - это когда некоммерческая организация является зонтичной. Например, разумно сделать ограниченное пожертвование университету, потому что университет лишь номинально является отдельной некоммерческой организацией. Другое исключение - когда донор действительно знает столько же, сколько и некоммерческая организация, о том, куда нужно потратить деньги. Фонд Гейтса, например, имеет конкретные цели и часто делает ограниченные пожертвования отдельным некоммерческим организациям для их достижения. Но если вы сами не являетесь экспертом в данной области или не делаете пожертвования в зонтичную организацию, ваше пожертвование принесет больше пользы, если оно будет неограниченным.

Если ограниченные пожертвования приносят меньше пользы, чем неограниченные, почему доноры так часто их делают? Отчасти потому, что благотворительность - не единственный мотив доноров. Часто у них есть и другие мотивы - желание заявить о себе, создать хорошую рекламу [1], соблюсти нормативные акты или корпоративную политику. Многие доноры могут просто никогда не задумываться о различии между пожертвованиями с ограниченным и неограниченным доступом. Они могут считать, что пожертвование денег на какую-то конкретную цель - это просто способ пожертвования. И, честно говоря, некоммерческие организации не очень-то стараются отгонять подобные иллюзии. Они не могут себе этого позволить. Люди, управляющие некоммерческими организациями, почти всегда озабочены деньгами. Они не могут позволить себе разговаривать с крупными донорами.

Нельзя ожидать откровенности в таких асимметричных отношениях. Поэтому я скажу вам то, что некоммерческие организации хотели бы сказать вам. Если вы хотите пожертвовать некоммерческой организации, жертвуйте без ограничений. Если вы доверяете им тратить ваши деньги, доверьте им решать, как это делать.


Примечания

[1] К сожалению, пожертвования с ограничениями обычно вызывают большую огласку, чем пожертвования без ограничений. "Х жертвует деньги на строительство школы в Африке" не только интереснее, чем "Х жертвует деньги некоммерческой организации Y, чтобы Y потратил их по своему усмотрению", но и привлекает к Х больше внимания.