Январь 2017
Поскольку в биографиях знаменитых ученых принято редактировать их ошибки, мы недооцениваем степень риска, на который они были готовы пойти. А поскольку все, что известный ученый сделал, не являясь ошибкой, уже, вероятно, стало общепринятым мнением, эти решения также не кажутся рискованными.
Биографии Ньютона, например, по понятным причинам больше внимания уделяют физике, чем алхимии или теологии. Создается впечатление, что его безошибочные суждения привели его прямо к истинам, которые никто другой не заметил. Как объяснить все то время, которое он потратил на алхимию и теологию? Ну, умные люди часто бывают немного сумасшедшими.
Но, возможно, есть и более простое объяснение. Может быть, ум и безумие были не так уж далеки друг от друга, как нам кажется. Физика кажется нам перспективным занятием, а алхимия и теология - очевидной тратой времени. Но это потому, что мы знаем, как все обернулось. Во времена Ньютона эти три проблемы казались примерно одинаково перспективными. Никто еще не знал, какой будет отдача от изобретения того, что мы сейчас называем физикой; если бы они знали, больше людей работало бы над этим. А алхимия и теология тогда еще относились к той категории, которую Марк Андриссен обозначил бы как "огромная, если правда".
Ньютон сделал три ставки. Одна из них сработала. Но все они были рискованными.